Глава 14. Со студентами на болоте, редкие электрички, грибы и поход под дождем. Октябрь 2005.

На острове стоит теплая осень, что нормально, так как климат в Англии морской. Температура весь сентябрь была около 20 и выше, в октябре около 18, и, что удивительно, почти все время было сухо, по крайней мере, по выходным.

Один раз получилось выехать на природу и в будний день. Скотт пригласил меня принять участие в небольшой студенческой практике по бурению болота. Студенты во главе с преподавателями, из которых профессором был только начальник (Скотт), а остальные аспиранты и постдоктора, собрались утром около колледжа, погрузились в микроавтобусы и поехали в город Винчестер. Вместо шоферов машинами управляли те из сотрудников, у которых имелись соответствующие права. Нашим микроавтобусом правил Скотт, он американец, можно сказать, родился в автомобиле.

Мы ехали больше часа до Винчестера и покрутились еще минут 15 по городу в поисках местной зоны отдыха с тропами в долине небольшой реки. Болото оказалось не совсем болотом в моем понимании, а, скорее, заболоченной поймой. Там рос тростник, высокая болотная трава и осока, местами крупные ивы. Воды под ногами практически не было.

Студентам раздали ручные буры под названием "русский бур", я таких инструментов ранее не видела, несмотря на некоторое знание подобной техники. Один из преподавателей объяснил, как ими пользоваться, после чего студенты разделились на подгруппы и рассредоточились по болоту. Я присоединилась к подгруппе под руководством Скотта. Работа состояла в том, чтобы, навалившись всем телом на бур, загнать его поглубже в землю, после чего вытащить бур с налипшей в специальном желобке породой, аккуратно соскрести ее ножом, запаковать кусок в пакетик и написать этикетку. Студенты разделились, девицы устроились на кочке за упаковкой и записями, парни загоняли бур в болото. Интересно, что это примитивное приспособление отлично работало в мягкой сырой почве. Мы пробурили таким образом не менее трех метров. Я активно помогала ввинчивать бур, налегая на него своим весом, а Скотт в процесс не вмешивался, стоял скромно рядом и отстраненно наблюдал, наверное, чтобы предоставить ребятам полную самостоятельность. Впрочем, его студенты не требовали понуканий, делали все четко, слаженно и закончили бурение первыми.

После окончания нашей скважины, студенты отправились в ближайший паб, профессор отправился помогать другим подгруппам уже под дождем, а я прошлась по местности. Обнаружила в кустах две палатки. Одна стоянка похожа на туристскую, на поляне чистенько, только палатка стоит. Вторая палатка бомжового облика, вокруг лежали матрасы, навалено разное барахло, типа подсвечников, по кустам были развешены разномастные тряпки, и в качестве главного признака имелась тележка из супермаркета. Английские (и не только) бомжи любят ходить с такими тележками, и свои вещи возят, и бутылки в них собирают.

Первый раз за все пребывание в стране, я увидела чужие палатки, предназначенные для ночлега, а не для сидения на пляже или рыбной ловли. Кострищ, однако, не было, даже около обители бомжа. Или у него примус, или он ходит питаться в паб.

Большая часть студентов, те, что нерасторопные и задержались с бурением, основательно промокли, они больше часа торчали на открытом месте среди высокой травы под проливным дождем. В Англии не принято прерывать работу из-за дождя. Возвращались из Винчестера с видом большой яркой радуги.

В выходные я продолжила ходить с местными Рамблерами в целях языковой практики. Последний раз попался удачный лидер, разговорчивый. Он меня спрашивал, например, есть ли в России такие удобные публичные тропы с указателями, я ответила, пока нет, за ненадобностью, там все еще можно ходить свободно в большинстве мест. Потом спросил, есть ли у нас такие удобные перелазы через заборы, что ограждают пастбища, я ответила, нет, в России вообще вокруг пастбищ заборов нет. Люди очень удивились, как же в таком случае у нас пасется скот, неужели ходит где угодно?

В одном частном лесу наблюдали охоту на фазанов, наверное, хозяин их подкармливает и охотится. Мужик нес внушительную связку фазанов, штук 10, и потом еще мы слышали выстрелы.

Съездили с Сашей в самостоятельном режиме на море в хороший солнечный день. Я, как всегда, совершила авантюру. Начался отлив, и я решила, чтобы не возвращаться той же дорогой, дойти по пляжу до маяка. А к маяку, как мне думалось, должен быть подъезд. Там берег обрывистый, с полоской каменистого с песчаными участками пляжа внизу, в прилив пляж затапливает.

 Начали поход к маяку мы хорошо, по песку, но потом начались камни все в скользких водорослях, мы еле доползли до цели. А маяк оказался автоматическим, к нему только провод со скалы свисал и никакой дороги. Пришлось спешно возвращаться, тем же путем, через скользкие камни, с тревогой поглядывая на море, где уже начался прилив. Скоро значительная часть пляжа была уже затоплена, еле успели выбраться на коренной берег.

В другое воскресенье мы совершили еще одно авантюрное путешествие. Я решила показать Саше римский амфитеатр, который посетила до того с группой лондонских Рамблеров. Повторила тот же маршрут, немного удлинив за счет лесов, с обедом в лесу, а не в баре, и на велосипедах. Еще одно отличие, оказавшееся потом существенным, мы шли не в субботу, а в воскресенье.

В начале маршрута все было замечательно, погода отличная, в лесу набрали много грибов моховиков, они были светлые, почти желтые, не очень привычного для меня облика. Когда пришли на станцию в конечном пункте маршрута, пошел дождь. У меня было расписание из интернета. Я смотрела поезда в воскресенье с 6 часов вечера. Бездушная машина выдала ближайший поезд к запросу, 6 утра в понедельник, чего я не заметила, тут 6 часов и там 6 часов. Мы просидели около часа на станции под навесом, пара поездов проскочила мимо, табло там нет, станция маленькая, безлюдная.

Почувствовав неладное, я пошла вокруг станции в поисках расписания, нашла его снаружи, оказалось, что в воскресенье нет ни одного поезда. Это было крайне неприятное открытие. Мы обременены велосипедами, отчего автобус использовать не можем. Карта у меня была подробная, но ограничена маршрутом, куда и как идти дальше непонятно. Мы стоим в незнакомой местности довольно далеко от дома, темно, на улице дождь, людей нет, спросить некого. Хорошо еще, у меня был кусок мелкомасштабной карты, где я нашла ближайшую крупную станцию. Мелкие дорожки там не были показаны, поэтому нам пришлось использовать крупную трассу. Нас немного выручило, что там была рядом пешеходная дорожка, узкая, вся в рытвинах, и она все время мигрировала с одной стороны дороги на другую. Но без нее в темноте было бы совсем плохо (и опасно), машины так и просвистывали рядом.

Проехав, таким образом, в крайне неблагоприятной обстановке еще несколько километров, мы добрались до нормальной станции, откуда поезд только что ушел, следующий через час. Тогда мы нашли в городке ночной магазин, что здесь, вообще то, редкость, купили там торт и съели его на станции в утешение. Домой добрались около 11 вечера, и были тому очень рады.

Осенью в местных лесах очень много грибов. Сыроежки я не брала, их много, но во всех английских справочниках они указаны как ядовитые, может здесь имеется нехорошая разновидность. Зато желтых моховиков можно набрать любое количество. Я заморозила несколько пакетов жареных грибов.

В лесу в траве вдоль дорожек иногда полно рыжиков, но все, даже самые маленькие, червивые. Грибы идут волнами. Я высматривала признаки наступления грибной волны на лужайке рядом с моим рабочим местом в университете. Там растут старые дубы, а под ними периодически вылезают крупные массивные сатанинские грибы, как с картинки, белая шляпка и красная ножка. Это значит, влажности достаточно и для других грибов в лесу, можно ехать. Мы приспособились собирать грибы с велосипеда, так как они, по большей части, сконцентрированы вдоль дорожек с аккуратно подстриженными обочинами.

Пользуясь теплой погодой и школьными каникулами, мы совершили трехдневный поход, не слишком далеко, от дома ехать 1.20 на поезде, но с тремя пересадками. По юго-восточной Англии проложено много пеших троп. Раньше я долго выискивала особый маршрут по справочникам, стараясь сделать его линейным и придерживаться одной известной тропы, Сейчас я решила идти зигзагами, пользуясь разными тропами, но по лесным островкам. Как обычно, я распечатала серию карт из интернета, 4 см - 1 км, где показаны все строения и большинство дорог и троп. Без такой детальной карты ходить по Англии практически невозможно, лес в завалах и колючках, прочая местность в заборах.

Лес мне был особенно нужен, чтобы компенсировать воздействие дождливой осенней погоды. По прогнозу достаточно правдивой английской службы, на юго-востоке ожидались дожди утром в субботу до 10 часов, потом вечером с 18 часов и ночью, в воскресенье сухо, но в понедельник целый день небольшой дождь. В других частях Великобритании дождей ожидалось еще больше. Ночная температура достаточная для комфортной ночевки - около 12, что немаловажно, спальники у нас дешевые и холодные.

Прогноз погоды в первый день сбывался до минуты, дождь начался, когда мы вышли из дома, и кончился, когда приехали на место. До того, он шел почти всю ночь, и дороги сильно развезло. Я шла в сапогах и, с удовольствием, отмечала большое количество луж, некоторые даже с чистой водой. Саша вырос из своих сапог и шел в кроссовках, он очень быстро промок и покрылся грязью. В начале лес был буково-каштановый, отчего вся земля покрыта колючими плодами: буковыми пирамидками и каштановыми шариками. Местами приходилось немного идти по асфальтовым дорогам или пересекать пастбища. Мы уже достаточно привыкли к местной системе троп и без опасений шли по фермерской собственности, если видели перелаз через забор и указатель тропы.

Я все время останавливалась, чтобы ориентироваться по карте. Нужно было уловить, где нужный поворот, так как на местности полно тропинок, и далеко не все показаны на карте. В конце концов, повесила карту на шею, чтобы не лазить каждые несколько минут в рюкзак.

Мы прошли в первый день больше намеченного, потому что я почти ни разу не сбивалась, так, небольшие вариации маршрута. Например, в одном месте, вместо дороги меня вынесло на тропу среди двух полей, окруженную густыми зарослями с ежевикой, еле протискивались по ней. В лесу стали попадаться фазаны, чем дальше, тем больше, а на карте был указан участок леса под названием Фазаний лес.

Мы встали на ночлег, немного до этого леса не доходя, в лесу, под названием Лордов лес. Там было ровное чистое местечко рядом с заболоченным ручьем. Мы через ручей еле перешли, он хоть и мелкий, но с очень топким дном и ржавыми наростами болотных железобактерий. Ровно в 18 часов пошел дождь, не сильный, мы успели до того поставить палатку, как раз начало темнеть. Дождь был ненавязчивый, скоро перешел в мелкую морось, которая под деревьями не ощущалась. Ближе к ночи он прекратился, и ночью дождь, если и шел, то временами.

Утром мы потратили время, сделав переправу через ручей, чтобы не обходить по болоту. Мы навалили в ручей кучу бревен, а они оказались все трухлявые, и ломались, как наступишь, и тут же проваливались в ржавую жижу. Я в сапогах перешла, а для Саши в кроссовках пришлось еще наваливать более крепких бревен с другой стороны. Удивительно, как быстро гниют здесь деревья, почти все стоящие пни пальцем можно проткнуть.

Второй день был менее удачен в плане ориентации. Прежде всего, подвел Фазаний лес, он оказался полностью за высоким каменным забором, что на карте никак не показано. Там были намеченные мною дороги, я их видела сквозь запертые ворота. Стали обходить забор и сделали крюк километров в 8, забор казался бесконечным, нам помогло только то, что в одном месте стоял указатель публичной тропы, и, в честь этого, калитка была не заперта.

Мы проникли за забор и очутились в обществе фазанов. Они и на месте нашего ночлега досаждали своими громкими истерическими криками, как будто кто-то колотит палкой по ведру. Они продолжались всю ночь и сопровождались шумом тяжелого вертикального взлета этой большой куриной птички. Сейчас, днем, фазаны вспархивали из под наших ног на каждом шагу. Некоторые фазаны взлетали молча, некоторые, истошно кукарекая. Их здесь подкармливают зерном.

Вместе с шумом от самих фазанов, слышался шум выстрелов охоты на них, стрелять в диких куриц очень просто, так как они близко подпускают и очень удобно взлетают перед носом. Далее мы шли несколько километров среди фермерских полей, пока не добрались до противоположной части забора. Мы оказались уже с внутренней стороны огороженной территории и около получаса искали выход.

Потом я поплутала в следующем лесу, где была ограда, за которой фазанов разводили. В результате отклонений от маршрута мы не дошли до намеченной точки в разумное время. Стало темнеть, пришлось срочно вставать в первом подходящем для стоянки месте. Но место попалось удачное, около ручья в мелком лесочке.

Все время попадались опята, иногда очень крупные как лопухи, я их собирала немного перед ужином, чтобы разбавить китайскую лапшу. Вечером было очень тихо (кроме отдельных криков надоедливых фазанов), никакого ветра, на небе звезды и общее умиротворение. Однако ночью обстановка резко переменилось. Сразу после того, как мы залезли в палатку спать, пошел дождь, поднялся ветер, и так было всю ночь. Дождь иногда стихал, иногда усиливался, особенно он усиливался с порывами ветра. Еще и капли с деревьев добавлялись.

Утром мы полежали до 9 часов, и я уже стала подумывать, что придется вылезать под дождь, как он кончился. Погода позволила нам нормально позавтракать и собраться. Вся земля за ночь покрылась листьями и ветками, деревья же, соответственно, сильно оголились. Мы вышли на последнюю часть маршрута, которую пришлось сократить, к сожалению, за счет самого исторического лесного участка, одного из самых старых в Англии нетронутых лесов. После полудня начало моросить, потом все сильнее и сильнее, ветер все усиливался, и стало уже не до красот природы.

Мы решили идти на станцию без обеда, потому что совсем стало мокро, даже под густыми деревьями пробивало, да еще ветер угрожающе сгибал огромные дубы, напоминая о событиях 20 летней давности, когда лес сильно пострадал от урагана. Последний участок 4 км пролегал по открытой местности, я даже в сапогах промокла, так как в них сверху заливалась вода. По дорогам потекли полноводные ручьи, речушки моментально помутнели и забурлили, в общем, полная картина близкого наводнения. Этот сильнейший дождь не прекращался несколько часов. Мы приехали домой, он еще всю ночь продолжался с той же интенсивностью. Обедать пришлось в поезде. Мы были рады оказаться в сухом месте. Да, прогноз очень точно сбылся, только с интенсивностью дождя вышла промашка. Обещали умеренный дождь, а он пролился тропическим ливнем.