Глава 13. Путешествие на край Земли и Рамблеры из Станса. Сентябрь 2005.

Саша вернулся в конце августа из России. Он летел туда и обратно самостоятельно на британской авиакомпании, так было дешевле, чем аэрофлотом. За неделю до его прилета Бритиш Аирвейс устроила мощную забастовку, мы в нее не попали, но были отголоски. Например, в самолете не кормили (забастовка была в знак солидарности с сотрудниками пищевого сервиса, которых стали увольнять), хотя в компенсацию выдали талончик на еду в ресторане в Домодедово. Саша торопился успеть к школе, мы все привыкли, что занятия начинаются 1 сентября. Он пошел в школу, а там никого нет, у них начало 6 сентября. Поэтому мы решили использовать остаток его каникул.
Я отпросилась с работы на 2 дня и приплюсовала выходные, получилось 4 дня на поездку. Было много разных вариантов, но я решила воспользоваться промежутком хорошей погоды, чтобы съездить в место, где очень красиво, но погода, как правило, плохая. По прогнозу там три дня должно было быть солнечно, и только в понедельник после обеда дождь. Это самый юго-западный мыс Великобритании. Если Италия похожа на сапог, то Британия на цирковую свинью в шляпе, стоящую на передних лапах. Внизу имеется раздвоенное копытце, вот туда-то мы и направились.
Ехали 6 часов на поезде с 2 пересадками. Всю дорогу Саша делал летнее задание по алгебре, которое не удосужился выполнить летом. Вторую пересадку мы делали в маленьком местечке под названием Святая Земля и скоро прибыли в курортный городок тоже со святым названием Санта Айвес, прямо на пляж. Погода стояла на удивление теплая и солнечная. Пляж был переполнен отдыхающими, только мало кто купался, а если и купались, то в гидрокостюмах. Я слазила в воду, чтобы отметится, а так особо не поплавать, вода холодная.
В Англии купальный сезон в море длится с середины июля по середину сентября. Температура морской воды разная, в заливах, на мелководье, она иногда прогревается, а здесь, на океаническом побережье, всегда холодная. В реках и озерах летом вода теплая, но в них англичане вообще не купаются. Люди на пляже играли в карты, ели и пили, дети строили куличики, дети постарше прыгали в зоне прибоя и истошно визжали.
Мы не стали засиживаться в курортной зоне и поспешили выйти на национальную тропу, что идет практически вдоль всего английского побережья. Для начала как водится, поплутали немного по городу среди толп отдыхающих, очень трудно было оторваться от этого и соседнего пляжей, так как все дороги вели туда. Только когда мы окончательно вышли из города и зашли за скалу, визг перестал быть слышен. Далее мы следовали национальной тропе с указателями и с названиями мысов, что очень удобно в плане ориентации.
Местность здесь как в тундре, дикая, без единого дерева, с ползучими подушковидными кустарниками из-за сильного ветра. Все побережье мыса Корнелл скалистое, с бухтами и гротами. Спуститься к морю практически негде, зато очень красиво. Обычно в английских путешествиях две проблемы: отсутствие воды, и негде встать с палаткой. Здесь вода была, много ручьев и родничков из известковых склонов, но мест, где примостить палатку, не было совсем. Я уж не искала место с дровами, зная об отсутствии деревьев, купила еще в Лондоне газовую горелку с баллончиком. Просто ровную площадку без колючек найти было проблематично.
Поэтому мы встали в полдевятого вечера, когда солнце уже почти опустилось в море. Мы нашли небольшой каменный уступ у ручья с редкой травкой, сверху склон, снизу море шумит. Я с большим трудом всунула колышки в щели между камней, а кое-где прижала тент камнями. Палатка встала весьма криво, но мы были рады и такому варианту, иначе пришлось бы вставать на колючих кустах.
Утром было прохладно и туманно. Внизу в бухте наблюдалось какое-то шевеление, я разглядела, что там плавают тюлени. Таким образом, мне удалось вытащить ребенка из палатки в рекордно короткий срок, правда сперва он мне не верил, думал, что я нарочно придумала про тюленей, чтобы его поднять. Все время, пока мы готовили завтрак и собирали палатку, тюленьи головы торчали из воды, они за нами наблюдали. Как только палатку убрали, тюлени уплыли.
Постепенно туман рассеялся, стало, как вчера, тепло, солнечно, небо с морем синее, и свежий ветерок. Мы шли медленнее, чем я планировала, из-за многочисленных овражков и камней на тропе. Иногда попадались другие туристы, но только двое шли с большими рюкзаками (многодневный бивачный вариант). В основном шел многодневный отельный вариант, с рюкзаками среднего размера, эти люди едят в барах и ночуют в гостиницах, как мои знакомые из ассоциации Рамблер. В тех местах, где близко подходило шоссе, появлялись однодневные туристы с маленькими рюкзачками, которые приехали на машине и теперь гуляют по берегу. В целом, вне курортной зоны народу было немного, практически все встречные здоровались и улыбались.
К вечеру мы пришли на территорию интенсивных в прошлом горных работ. Местность была как из фильма ужасов, романтически мрачная, вся в развалинах каменных домов и шахтовых построек, от которых остаются кусок стены и труба. Стало темнеть, пришла пора ставить палатку, поэтому я обрадовалась ровным площадкам среди развалин, но ребенок заявил, что ему в них не по себе. В результате мы отошли от берега и встали в более нейтральном месте, на отвалах карьера. Мимо иногда ходили люди по тропе, ведущую к остаткам жилой деревни, в общем-то, не самое уютное место. Там тоже колышки не втыкались в землю, и пришлось придавливать оттяжки камнями. Я еще чистила ножом площадку от ползучей ежевики. Мы залезли в небольшую котловину, которая немного укрывала от ветра, а с наружи ветер был сильнейший, унес бы нас в море вместе с палаткой. В сумерках мрачно проглядывали силуэты соседних развалин, а ночью действовал на нервы вертящийся луч маяка.
Утро пришло совсем туманное, в результате чего, окружающий ландшафт со стенами и трубами стал выглядеть еще более мрачно. Здесь уже 200 лет добывали медь. В нашем веке производство прекратилось, но потом стало потихоньку возрождаться, сейчас несколько шахт возобновило работу, и вокруг них выросли новые поселки.
Облака все сгущались, около полудня стал накрапывать дождь, что было совсем не по прогнозу. Красивое побережье скрылось в дымке, а идти по скользким камням в окружении колючей ежевики стало неприятно.
Через полчаса дождь пошел в полную силу, с ветром. Мы промокли насквозь в первые же 10 минут, даже спина под рюкзаком оказалась мокрой, что уж совсем непонятно как произошло, наверное, сверху заливало. Просушиться в этой открытой местности без дров совсем негде, и я даже стала подумывать, как бы выйти к автобусу и ехать домой. Мы добрались кое-как до поселка по мокрой и скользкой тропе, дождь то кончался, то начинался снова, никакого автобуса я не нашла, но нашла деревья у дороги.
Залезли вглубь этого островка древесно-кустарниковой растительности с целью развести костер и высушиться, а потом идти дальше. Я уже не слишком думала на тему правильно ли мы делаем на неизвестно чьей земле, нужно было как то согреться, иначе грозила тяжелая простуда.
Костер развелся с некоторым трудом, все мокрое, дрова плохого качества, так как основная древесная порода состояла из боярышника с вкраплением единственного клена, под которым мы и встали. Там было относительно сухо. Когда, наконец-то, костер разгорелся, жить стало легче. Мы немного обсохли, согрелись, и уже было собрались уходить, как пошел новый сильный дождь, который даже густой клен пробивал. Стало ясно, что идти никуда нельзя, надо ночевать здесь, где есть костер и укрытие от дождя и ветра, а искать автобус уже завтра. Мы поставили палатку под боярышником, оплетенным ежевикой, не очень уютно, но зато немного суше, чем на открытом месте.
Тут пришел фермер с собакой и спросил, что мы делаем на его земле. Я стала оправдываться, что шел дождь, мы спрятались под деревья, мы не заметили, что здесь ферма. Мы сейчас же уйдем, пообещала я, стоя у огня в юбочке из рубашки, с мокрыми штанами в руках. Фермер несколько раз переспросил, почему именно здесь, в таком неказистом месте мы встали. Очень сильный дождь, видите, мы совсем промокли, мы шли вдоль берега, а там негде укрыться. Наверное, фермер проникся картиной, не грозящей ему опасности (немолодая женщина и подросток, говорящие с акцентом) и разрешил оставаться. Только не более чем на две недели – не иначе, он принял нас за странствующих хиппи. Весь остаток вечера мы сушились, так как мокрое было все до трусов. Мы действительно вторглись на частные владения, когда шли обратно, я разглядела, что там были ворота.
Рядом протекал ручей, кроме того, мы могли готовить на костре, экономить газ, который рассчитан только на 2,5 часов горения. Ночью тоже иногда шел дождь, зато утром дождя не было, мы рано встали, быстренько собрались и ушли, а разбудили нас громкие вопли коров.
На небе установилась переменная облачность с очень большой вероятностью дождя, местами над морем он был хорошо виден. Пару раз дождь принимался, но небольшой, мы уже так сильно, как вчера, не промокали. Миновали шикарный пляж с белым песком и винсерфенгистами в гидрокостюмах. Погода не располагала, зато отдыхающих не было, и никто не визжал. Мы немного посидели на пляже, любуясь на море.
Дошли до места под названием Край Земли, самая западная точка Великобритании. Дальше Атлантика и Америка. Тут построен большой туристский центр с аттракционами, рестораном, отелем и прочими атрибутами, сюда приезжают множество туристских автобусов, жизнь кипит, народ клубится. На берегу поставлены подзорные трубы, чтобы за деньги люди смогли посмотреть в них и убедиться, что дальше только море. С данной точки мы выехали на рейсовом автобусе до большого города, откуда уже ходят поезда.
В большом городе Пендзасе нас снова накрыл сильный дождь, еле успели нырнуть в поезд и сидели внутри еще 20 минут перед отправлением. По дороге заскочили в магазин, чтобы купить что-нибудь на перекус. Для этой цели нам приглянулась готовая курица, которую часто продают в супермаркетах. Эта была со скидкой, наверное, полежала немного. В поезде мы ее употребили, курица показалась какой-то невкусной, вроде как несоленой. Но ничего особенно странного я в ее вкусе, виде и запахе не уловила. Потом мы ехали в поезде довольно долго, стало укачивать, появилась вполне объяснимая походом и погодой усталость, вялость, кружилась голова. Только дома, уже ночью, у нас у обоих по полной программе появились признаки отравления. Я потом надолго зареклась брать такого типа пищу, да еще в дороге, где невозможно сходить потом в магазин с претензиями. Теперь только хлеб, сыр и печенье. Впрочем, через пару лет я стала нарушать это разумное правило.