Глава 12. Первый поход с группой Рамблеров и поездка к морю на Брайтон. Август 2005.

После переполненного событиями поля на Аляску, постепенно вернулось английское бытие со своими привычными уже особенностями. Погода установилась для меня приятная - не жарко, иногда дождичек накрапывает, как положено в местном климате. По первому времени я посетила ближние места, где оказалось малоинтересно. Грибов нет, (соседи сказали, что июль был сухой и жаркий), с трудом нашла черничник в сосновом лесу, который приметила еще весной, там было почти пусто, редкие мелкие сухие ягодки. Набрала экзотической малины практически в поселке, она растет плетями, как ежевика и такая же колючая, листья у нее цельные и округлые, но на цвет и вкус настоящая малина, чуть более водянистая. Я такую же малину видела в одной из подмосковных усадеб и определила тогда что ягода это съедобная, но разводится редко. Это была американская вирджинская малина. Здесь были ее обширные заросли, только прохожие мешались, спрашивали, что я делаю.

Пока Саша сидел летом у бабушки на даче под Москвой, я подумала, что неплохо бы для компании в походах найти местную группу вроде московских походов выходного дня. Кроме того я активно нуждаюсь в языковой практике, английский мой ужасен, а говорить на работе не с кем. Групп оказалось много, разных сортов. Как я поняла, есть два направления, 1 - клубное, где надо платить членские взносы, называется ассоциация Рамблер, эти клубы расположены по территориальному принципу, много в Лондоне и у некоторых висят свободно расписания походов, а у некоторых только для членов клуба. У них есть лидер, который ведет поход.

Вторая группа относится к совсем свободным объединениям, членские взносы не нужны. Висит план, к нему добавлены изменения и сказано, что лидеров у них нет, а надо купить книжку с описанием маршрутов, называется таймаут, и ходить по ней. Расписание в таком случае требуется, чтобы сконцентрировать людей в одном месте в одно время, и, таким образом, создать группу. Встречаются они в середине поезда, как и московские туристы. У всех планируется обед в пабах, что, конечно, от подмосковных походов отличается.

Я выбрала одно из  объявлений таймаута поближе ко мне, подъехала в субботу на промежуточную станцию, чтобы не делать крюк в Лондон, где на вокзале назначена встреча. Все поезда из Лондона опаздывали, в вагоне никто не появлялся, и только почти перед отправлением, пришли люди с рюкзачками, а у одного, самого толстого, на поясе висела карта. Я обратилась к нему с вопросом, не являются ли они пешей группой и можно ли идти с ними. Толстячок обрадовался, сказал, что можно, и они не страшные, а сам он лидер, и своя карта мне не нужна. Я подумала, что есть-таки спонтанные лидеры, но ничего подобного, это оказалась группа из ассоциации Рамблер, которая использует те же маршруты, что описаны в книжке для ассоциации Таймаут. В самой группе таймаута были две женщины (всего 2!) которые действительно шли по книжке без лидера, они вышли с нами, а потом отделились. Их называли таймаут пипол.

 Всего нас было 8 человек, из них двое мужчин, остальные женщины, пропорция примерно как в московских походах. Отличие состояло в интернациональности команды. Кроме меня, русской дамы, здесь присутствовали китаянка, немка и американец, все здесь давно прижившиеся. Проблемы с английским были только у меня. Поговорить нормально не удавалось, так, немного, но все лучше, чем ничего. Все остальные всю дорогу интенсивно общались, скорость была небольшой. Мы шли по тропе вдоль пшеничного поля, потом по асфальтовым дорожкам и имели некую цель, иначе, зачем бы они так далеко заехали.

Действительно, пришли на развалины римского города с амфитеатром и стеной, больше там ничего не сохранилось, но все равно интересно. Это место в справочниках я не встречала и не знала, что римские остатки имеются так близко от моего дома, полтора часа на поезде. После амфитеатра народ захотел в паб обедать, вышли в деревню, где сразу же нашелся паб, их здесь как грязи.

По прогнозу обещался после обеда дождь, что в точности сбылось. Пока обедали стало потихоньку накрапывать, потом мы пошли дальше, а дождь усилился. Вторая половина маршрута была более лесная, я даже заметила черничник с ягодами и собралась съездить туда уже одна. Вышли на поле с карьером, лидер немного расстроился и заявил, что в то время, когда писалась книжка, карьера еще не было, на его картинке путь обозначен прямо.

 Стали обходить карьер по мокрой траве, но нормальным образом обойти его не удалось, пришлось перелезать через забор с колючей проволокой. Сама бы я тут не пошла, зная английскую любовь к заборам, и была удивлена, что местные пошли. Когда мы приблизились к конечному пункту, лидер, вместо того чтобы бежать на поезд, стал искать заведение где можно выпить чаю и согреться. Оно было найдено, и стали пить чай. Поезда здесь ходили редко, но никто не переживал по этому поводу.

После чаепития оказалось, что ближайший поезд пропущен (расписание узнали по мобильнику), а следующий будет через час. Тут лидеру захотелось пойти смотреть телевизор, потому что как раз в этот день шел решающий матч по крикету между Англией и Австралией. Для чего мы пошли искать другой бар, с телевизором. Прошли метров 200, бар нашелся, там стояли парни за стойкой и смотрели телевизор, тот самый матч. Наш лидер попросил их повернуть телевизор лицом к публике, что они безропотно сделали, причем, никто из нашей команды у них ничего не заказал, сидели нагло там бесплатно на диване перед телевизором, на улице тем временем хлестал дождь.

Я уже в который раз убеждаюсь, что английский паб занимает куда более значимое место в жизни среднего англичанина, чем российская пивнушка у русского. Если надо ждать поезд, конечно же, идут в паб, куда еще. Так прошел эксперимент, люди оказались приветливые, тем не менее, чувствуешь себя чужаком, что не совсем уютно. И практика в языке не слишком интенсивная. Я уже поняла, что Англия не самое подходящее место для изучения английского языка. На Аляске народ общается охотнее. Кроме чисто английского снобизма, здесь еще свои понятия о вежливости. Если видно, что человек говорит с трудом, стараются его не напрягать и вообще с ним не разговаривать.

В воскресенье поехала на море одна. Наметила маршрут по берегу от большого города до маленького примерно 20 км. Мне ехать от дома около 2 часов, но поезда ходят редко, и поэтому я прибыла в Брайтон на море только в 12 дня. Сначала походила по городу. Как и все прибрежные города, Брайтон настроен на отдыхающих, поэтому население делится на две категории, одни зарабатывают деньги, другие их интенсивно тратят. Там стояли разные фигуры с товаром на асфальте, или музыканты со шляпой, и имелось невероятное количество аттракционов, хорошо, что ребенка со мной не было.

 Вдоль набережной тянется полоса галечных пляжей, народу мало, так как погода неважная, прохладно и иногда принимается моросить дождь. Только в одном месте встретилась концентрация загорающих мужиков, которые оказались нудистами. На них было полно одежды, но только сверху, то что ниже спины и далее голое. Я поспешила оттуда смыться, а встречный народ спрашивал, не с нудистского ли пляжа я иду.

Наконец-то я выбралась из тисков курортной зоны. У меня была цель искупаться в море, по прогнозу обещался солнечный день, но он явно не попал в точку. В один из перерывов между сериями мороси я забрела на пустой пляж, где пообедала и залезла в море, на улице прохладно, а вода на удивление теплая. Здесь вдоль берега прорублена пешеходная дорожка, сверху белый вертикальный обрыв, снизу море, местами с небольшим пляжем, а местами дорога обрывается сразу в море и на нее забрызгивает.

 Получилось идти сверх запланированного времени, потому что дорога вдоль моря внезапно кончилась, и пришлось лезть наверх, а там обходить частную собственность. Я уже стала беспокоиться насчет последней электрички, мне ехать с двумя пересадками, где третий поезд уже оказывался поздно, и его могли отменить, как здесь часто бывает. Поэтому последний километр перед станцией я бежала трусцой, ничего, получилось, успела за 2 минуты до предпоследнего поезда. Мои планы еще немного нарушило то обстоятельство, что на карте я наметила ближайшую станцию в этом городке и рассчитывала время до нее, а она оказалась на другом берегу устья реки.

Если бы не расспросы местного населения в промежутках между пробежками, я бы эту станцию вовремя не нашла. Народ понимал, что я тороплюсь, объясняли быстро и четко.

Потом я нашла туристскую группу поближе к дому, в соседнем городке Стайнс. Группа относится к системе Рамблер. Они собираются у вокзала и едут на своих машинах в определенное место, откуда совершают круговую прогулку. Лидеры меняются, кто знает маршрут тот и ведет. С пассажиров берется определенная сумма за бензин, что сопоставимо с билетом на поезд. Обеды в пабах, здесь так принято и никуда не деться, но я приспособилась брать бутерброд из дома, что гораздо дешевле, а в пабе заказывать стакан сока, чтобы иметь возможность сидеть там за столом. Состав группы примерно как везде, по большей части женщины и люди немолодые, ходят они хорошо, все в специальных ботинках и с раскладными палками. Некоторые ходят с двумя палками, смешно выглядит, но, наверное, это удобно.

 В объявлении специально оговаривается кроме дальности маршрута его степень сложности, а именно много ли грязи и холмов. В Англии холмистость местности составляет более серьезную проблему, чем в Подмосковье, холмов слишком много, особенно в тех районах, что сохранили остатки лесов. Я успела ощутить это на себе. По неким неписанным правилам скорость движения вверх и вниз по холму одинаковая, старички идут все красные, но не сдаются, не останавливаются отдохнуть.

Как то мы шли по такому крутому холму наверх, по асфальтовой дорожке, и я услышала сзади очень тяжелое дыхание, видимо человек уже карабкался из последних сил. Обернулась - сзади был не пешеход, а велосипедист, вернее велосипедистка, молодая девушка упитанной комплекции и только с одной ногой, вместо другой протез. Этот протез был пристегнут к велосипеду, отчего ей было трудновато слезать и залезать, так я думаю, поэтому она старалась не останавливаться. Рамблеры ей помогли, подталкивали сзади, и так она доехала до вершины. Очень приятная девушка, всю дорогу весело смеялась, никаких комплексов по поводу того что она инвалид, впрочем, в Англии так принято.

Еще одна небольшая проблема для пешеходов - огромное количество ворот и заборов с перелазами. Все пешие тропы ими перегорожены, зачем, не совсем понятно. Перед каждым перелазом группа задерживается. Сам перелаз нормальный, перешагнуть через него легко, но узкий, а заборы все из колючей проволоки. Велосипедисты научились ловко перекидывать велосипеды через перелазы или через так называемые поцелуйные ворота, где калитка заключена в угол, так что люди могут проходить только по одному.

У стайновских рамблеров имеется расписание в интернете, походы каждую субботу, воскресенье и среду, я же выбрала ходить только один день в выходные. Они ходят также в дальние походы, на основном сайте рамблера имеются объявления, и все члены ассоциации могут принять участие. Только мне они не совсем подходят. Там тоже все по-английски, обеды в пабах, ночевка в отеле, мне не по карману и непривычно, нет должного ощущения похода.

Первый поход с группой был ознакомительный, а далее предлагалось (если понравилось) вступать в клуб и платить членские взносы, впрочем, недорогие, около 20 фунтов за год. Хотя основная цель – языковая практика, почти не осуществлялась, рамблеры из Стайнса разговаривали со мной еще меньше, чем рамблеры из Лондона, я подумала и вступила в клуб. Просто захотела побывать в новых местах. Наши с Сашей доступные маршруты на поезде и велосипедах уже стали повторяться, а мы, все-таки, находимся временно в чужой стране. Хотелось изучить ее более подробно.

Став членом клуба, я стала получать по почте ежемесячный журнал про пешие маршруты около Лондона, и, раз в квартал, справочник троп, гостиниц и пищевых заведений по всей Англии. Рамблерам полагалась приличная скидка на часть гостиниц. Но мы ни разу ими не воспользовались, так как уже приспособились путешествовать с палаткой.