Как понять поведение древнего человека по материальным остаткам

В статье Codding, Bird, 2015, рассказывается, как можно реконструировать поведение древнего человека по археологическим остаткам. Поведение здесь называется Behavioral ecology (поведенческая экология). Авторы сразу признаются, что связать такое нематериальное понятие как поведение, с материальными остатками из раскопа, задача не из легких. Здесь нужна теоретическая база. Эти авторы обращаются к эволюционной теории и начинают оперировать понятием естественный отбор в отношении к культурным объектам. Поведение человека может быть таким же адаптивным признаком, как и морфологические особенностями. Противники такого подхода возражают, что человеческое поведение это нечто особенное, и не всегда оно адаптивно, авторы статьи соглашаются, но только частично.

Теперь, как соединить поведение и материальные остатки. В последнее время появляется все больше эксперементальных моделей: современные люди пытаются сделать каменные орудия, добыть огонь или пожить как первобытное племя. Выводы могут различаться в зависимости от представлений исследователя, нужны мелкие детали, чтобы выяснить более правдивую картину. Например, традиционно считается, что древние люди очень рано начали разделение труда, по принципу женщины сидят дома с детьми, а мужчины охотятся в отдаленных местах, разделывают добычу на месте, и приносят ее домой кормить семью или делить все поровну между членами группы. Однако, анализ костных остатков в восточной Африке показал, что животные расчленялись на месте, и там же и съедались. Значит, женщин с детьми никто не кормил, они сами добирались до убитого или погибшего своей смертью животного (есть теория, что наши предки были падальщиками типа гиен), а каменные орудия использовали вместо зубов, так как челюсти у человека относительно слабые для роли хищника или падальщика. Такой вывод был сделан на основании детального изучения царапин на костях, оставленных орудиями человека и зубами его конкурентов.

Авторы приводят еще несколько примеров разных поведенческих моделей, например, как люди влияли охотой на поведение животных (чем больше охоты, тем более боязливыми становятся животные и тем больше усилий нужно прикладывать людям). Это могло быть одной из причин миграций в поисках свежих охотничьих районов. Чем питались женщины и дети? Не обязательно, что они целиком зависили от милости мужчин, среди археологического мусора сохраняется много остатков мелких животных, в том числе беспозвоночных, которые были более доступны детям.

Последний абзац в статье называется «деспотизм и иерархия». К современной политике этот текст имеет мало отношения, но позволяют понять природу функционирования поселений и миграций. Иерархия свойственна всем образующим группы животным, и гоминидам в том числе. Это само по себе не новость, а новостью может считаться модель расселения человека, как продукта иерархии и деспотизма. Специальные исследования были сделаны в Калифорнии и Полинезии. Первая группа, прибывшая на новую территорию, начинает осваивать наиболее богатый и экологически стабильный участок. Например, люди сразу занимают удобное для жизни побережье с доступной литоральной зоной, лучше всего в устье реки, где всегда можно прокормиться рыбой и моллюсками. Там устанавливается стабильное поселение со своей структурой. Нижние звенья этой структуры или смиряются с ролью последних, или изгоняются из группы. Они вынуждены осваивать менее удобные местобитания и там образовывать свою группу и свою иерархию. То есть, расселение происходит не всем племенем сразу (собрались и пошли), а только его маргинальной частью.

Codding, B.F., Bird, D.W. 2015. Behavioral ecology and the future of archaeological science. Journal of Archaeological Science, 56, 9-20.