Изотопы в костях древних людей и животных

В работе Makarewicz, Sealy, 2015, обсуждаются аспекты применения изотопного анализа в археологии. В последнее время, мода на изотопные исследования резко возросла. Прежде всего, это касается изотопов из костных остатков человека, с целью определить его диету и передвижения. Изучается также чем питались домашние животные, сеном или веточным кормом, для этой цели хорошо подходят изотопы углерода. Изотопы азота помогают восстановить роль мясной пищи. По одним человеческим поселениям, даже в окружении остатков мамонта, трудно понять, какую роль играло мясо мамонта в питании. Может быть, люди ели мясо мамонта редко, а использовали его шерсть и бивни?

Теоретически, чем выше трофический уровень организма, тем больше он накапливает изотоп 15N. Авторы статьи подробно описывают имеющиеся в методе источники ошибок, напоминая, что содержание изотопа зависит также от местности, времени года, плодородия почвы и проч. Но, в совокупности с другими методами, азот четко показывает, например, что неандертальцы потребляли больше мясной пищи, чем кроманьонцы.

Оно и понятно, все северные (или перигляциальные) народы нуждаются в большем количестве белка. Я помню беседу с молодым юкагиром на Алазее, который вспоминал, как он страдал от стандартной европейской пищи, будучи в армии в подмосковном гарнизоне. Этот скромный покладистый парень не стал бороться за мясо официально, но тайком по ночам убегал из казармы ловить рыбу. Это было интуитивно абсолютно правильное решение, ну как доказать армейскому начальству, что твой организм устроен иначе, чем у всех? Остается молча спасать себя, как умеешь. Местные жители обычно отказывались от наших, деликатесных на севере, овощей – мы не олени, чтобы есть траву, говорили они.

Makarewicz, C.A., Sealy, J. 2015. Dietary reconstruction, mobility, and the analysis of ancient skeletal tissues: Expanding the prospects of stable isotope research in archaeology. Journal of Archaeological Science, 56, 146-158.