Раковинные амебы и метанобактерии: история, извлеченная из болот Швеции.
В журнале три палео вышла статья по все еще редкой в четвертичной палеонтологии группе – раковинным амебам (Swindles et al., 2015). Остатки амеб добывались из торфяных болот на севере Швеции. Напомню, что это не просто амебы, а раковинные амебы (Testacea), у них имеется панцирь, который неплохо сохраняется в торфах, особенно в голоцене. В данной работе авторы брали не глубокие пробы, временной интервал у летописи получился небольшой, в пределах последней тысячи лет. Интересна идея, под которой преподнесли читателям исследование раковинных амеб - их деятельность связали с глобальными изменениями климата. Тестацеи живут в болотах и потребляют до 30 процентов болотных микробов, а последние (метанобактерии) вносят свой немалый вклад в производство парниковых газов. Чем больше болот, тем больше парниковый эффект и тем сильнее идет потепление, которое способствует деградации мерзлоты и система работает по принципу прямой связи. Остановится она только когда вся мерзлота исчезнет.
Про активную деятельность болотных бактерий в народе как-то не очень знают. В умах, в политических речах и в печати доминирует точка зрения о зловредной деятельности человека, который сжигает ископаемое топливо и заполняет атмосферу углекислотой. Между тем, метан не менее действенный парниковый газ, и главный его источник именно тундровые болота. В экспедиции по программе Российско-Германского полярного сотрудничества, где мне приходилось работать, более двух третей участников измеряли продуктивность метанобактерий. Для этой цели немцы прочно обосновались на стационаре заповедника на острове Самойловский, построили там настилы через болота и наставили датчиков.
Похожим образом работают шведские ученые на своих болотах, тоже строят настилы и берут пробы метана. Заодно, они решили выяснить роль тестацей в регуляции процесса, так как, похоже, что в болотном микромире они выступают в роли хищников. Полезно было также обратиться к истории. В болотных разрезах легко проследить изменения в осадках за период, охваченный историческими летописями, и выявить изменения в фауне раковинных амеб. Действительно, удалось проследить заметное изменение фауны во время так называемого малого ледникового периода (1400 лет нашей эры). Авторы призывают уделить больше внимания перспективному методу.
Swindles, G.T., Amesbury, M.J., Turner, T.E., Carrivicka, J.L., Woulds, C., Raby, C., Mullan, D., Roland, T.P., Galloway, J.M., Parry, L., Kokfelt, U., Garneau, M., Charman, D.J., Holden, J. 2015. Evaluating the use of testate amoebae for palaeohydrological reconstruction in permafrost peatlands. Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology, 424, 111–122.