Глава 10. Уэльс. Конец мая - начало июня 2005.

У Саши случились недельные каникулы с конца мая по начало июня, и мы решили их использовать, тем более, что 30 мая национальный выходной, а на 4 дня меня Скотт отпустил просто так. В Шотландии мы уже были, пришла пора посмотреть Уэльс. Я выстроила разнообразный маршрут от моря в горы с минимальным участием транспорта - туда по железной дороге с одной пересадкой, обратно тоже по железной дороге, но с 2 пересадками, с добавлением местной ветки, где поезда ходят нечасто. По интернету заранее посмотрела погоду, все в порядке, только 2 дня обещали небольшие дожди. В Лондоне такой прогноз означает, что дождя, скорее всего, не будет.
Это был первым мой достаточно длительный самостоятельный поход, 9 дней, практически в одиночку, так как ребенок помощник пока слабый. На часть пути я распечатала подробные карты 1 см -250 м из интернета, здесь есть сайт, откуда свободно берется любая британская карта, только маленькими кусочками, листы потом приходится склеивать. Но дело это было длительное и занудное, поэтому карта получилась не на весь маршрут, большой кусок остался охвачен только двухкилометровкой. Здесь, в отличие от России, подробная карта нужнее, так как ходить можно только по тропам, просто через лес не пройти, он или густой, как стена, или весь в колючках, а открытые места огорожены под пастбища.
Для экзотики я снабдила описание местными названиями. В Уэльсе до сих пор используется свой язык, состоящий преимущественно из согласных, все дорожные надписи приводятся на двух языках.
Итак, мы прибыли в небольшой городок недалеко от моря Pen-y-Bond. Оттуда предстояло вдоль реки пробраться к морю. Тропа у реки скоро кончилась, и мы поплутали по городу, а потом и по фермам. Тут обнаружилась одна из особенностей уэльской туристской информации. На местности имеются столбики со стрелками, указатели публичной тропы. В Англии им можно доверять, а в Уэльсе не всегда. Один раз мы сразу поняли, что указатель врет, когда он был направлен на каменную стенку, за которой простиралось фермерское поле. Другой раз было не так очевидно, и мы потратили 2 часа, следуя тропе, и возвращаясь, после того, как она уперлась в забор с надписью «частная собственность охраняется собаками».
Большую часть пути к морю пришлось идти по автомобильным дорогам, зато потом мы вышли на автостоянку, откуда разбегались уже настоящие натоптанные тропы. Здесь начались прибрежные дюны - чистый желтый песок, местами заросший травой и кустами. Жаль только, что дул сильный ветер, песок летел в глаза, и фотоаппарат в такой песчаной атмосфере было невозможно использовать.
Там где была растительность, цвели белые шиповники, кусты ростом не более 10 см, что выглядело очень необычно. Вышли к устью реки, русло, как всегда, зависит от стадии отлива, сейчас река была неширокой с обширными песчаными отмелями по берегам. Мы сильно сократили путь, пройдясь по обсохшему руслу.
Ветер все усиливался, море штормило. Мы прошлись пару километров по песчаному пляжу. Я захотела сфотографироваться на фоне волны. Встала на россыпь гальки у кромки воды, и, пока Саша доставал камеру, начался прилив, вода стала стремительно затапливать пляж. Я едва успела отпрыгнуть от наступления морской воды, потом пришлось быстро идти к коренному берегу.
Мы миновали прибрежный город Porthcawl, где все устроено для курортников: огромный унылый кемпинг из плотно стоящих вагончиков, серия пляжей с винсерфингистами (их черные головы в гидрокостюмах торчали из воды как поплавки), площадь с аттракционами. Нам нужна была вода, и хорошо бы найти также магазин, потому что первая стоянка планировалась у моря без костра, с сухим пайком.
Провинциальность и бедность Уэльса выразилась здесь в том, что на набережной не было туалетов, которые мы видели в других прибрежных городах, а больше взять воду в городской среде не откуда. Нашли заведение с некоторым трудом (опять указатель завел в тупик), потом нашли магазин за 5 минут до закрытия. Осталось найти место для стоянки, что, как всегда, оказалось проблемой.
Сразу за городом начался открытый ландшафт на виду у дороги, где не было никакого укрытия от ветра, потом начался гольфклуб за забором, вдоль него шли больше часа, и в результате установили рекорд по поздней установки лагеря - 10.30 вечера в сумерках. Снова начались дюны, что нас спасло от ветра. Море, тем временем, разыгралось и шумело как поезд, брызги заливали тропу.
Утром ветер стих, погода установилась хорошая, солнечная. Мы пошли через дюны в направлении от моря к горам. Предстоял участок без подробной карты и снова мы пару раз заходили в тупики, следуя публичной тропе. Путь шел через фермерские поля. Мы шли по узким дорожкам, они разветвлялись, и некоторые ветви оканчивались фермой, а некоторые шли дальше. В одном из тупиков, соблазнившись ближайшим лесом, я решила перелезть через забор, после чего пришлось попрыгать по грязи, вброд перейти два ручья, но решение оказалось правильным, за фермой в лесу началась хорошая чистая тропа.
Это была одна из лучших троп в районе, на склоне оврага, в лесу, внизу журчит ручей, а сама тропа широкая ровная и сухая. Время стоянки еще не пришло, но я соблазнилась изумительным местом под огромными туями на берегу ручья. Мы там с комфортом переночевали. Немного беспокоили мелкие мошки, они летали вокруг и некоторые садились на лицо, иногда кусались, но не навязчиво.
На следующий день спокойно пошли дальше по тропе, а она неожиданно кончилась, как отрезало. Пришлось лезть по скользкому склону наверх, где виднелся просвет, повезло, что там была дорога. Этот участок я шла по компасу на север, хотя дорога петляла и разветвлялась, в целом, держать направление удавалось. Мы перешли шоссе и очередной гольфклуб (они указаны на карте, что является хорошим ориентиром). После шоссе держать направление стало труднее, все дорожки уходили на восток или на запад, а нам надо было идти на север.
Вечером нашли место для стоянки в лесу на склоне горы, где был ровный участок под корнями больших елок, рядом в овражке тек ручеек. Тут нас закусали те самые мошки, которые так скромно вели себя на предыдущей стоянке. Они мелкие, меньше миллиметра, и проникают в палатку сквозь сетку, а в палатке верх с окошком, которое не закрывается. Мошки продолжили кусаться утром, пока мы лениво просыпались, а в темноте они были малоактивны, и то хорошо.
Ночью прошел дождь, дороги размокли. Часто стали встречаться люди на горных велосипедах и мотоциклах, один раз видели группу детей с тренером. Почти все встреченные уэльсцы (валлийцы) казались мрачными и неприветливыми людьми. Их собаки, в отличие от вежливых английских, облаивают прохожих, хозяева же поощряют, все как в России.
Часть пути прошла по очень приятному участку, где бывшая железная дорога засыпана гравием и сделана пешеходная тропа, при этом остались станции и платформы. На одной из платформ сделано место для пикника, вдоль всей трассы стоят столы со скамейками, кругом невысокие горы, внизу в ущелье гремит ручей. Мелкие ручейки текли везде, в том числе, по самой тропе.
Нам нужно было затовариться продуктами на остаток дней, отчего стали искать магазин. Сейчас мы шли вдоль дороги с серией деревень. В первой деревне под названием Duffryn был только совсем мелкий магазинчик, почти пустой, без хлеба, но с большим разнообразием спиртных напитков, была даже русская водка.
Следующий населенный пункт был крупнее, там сливались два поселка: Cymmer и Croeserw. Мы очень долго искали магазин с помощью расспросов местных жителей. Понять их было особенно трудно, потому что они говорили с уэльским акцентом. Магазин оказался на вершине холма, в неприглядном сарае, назывался он Красная площадь и был снабжен двуглавым орлом. Заведовали бизнесом индусы. С первого взгляда на невзрачное строение я была разочарована, однако в этом маленьком магазинчике удалось купить все что нужно, в том числе хорошей бразильской тушенки.
Далее мы должны были миновать еще одну мелкую и одну крупную деревню и выйти в большой лесной массив. Мелкая деревня (названия не помню) расположена на борту оврага, дома стоят в ряд, очень унылые, без палисадников, в овраг накидан мусор, по улице бродят бритоголовые подростки. Более крупная деревня Glyncorrwg оказалась посимпатичнее, но тоже, в таком красивом месте могла бы выглядеть намного интереснее. Кругом горы и ручьи, а дома все некрасивые, и как то все расположено в хаосе, тут же сараи, гаражи, кучи мусора и заборы, подростки гоняют на мотоциклах.
Стало темнеть, а мы все еще никак не выйдем из деревни. Часть ручьев местное население заключило в каменные желоба, вроде арыков, наверное, чтобы они меньше разливались. Мы преодолели такой арык по крупным камням, потом перелезли через очередной забор, и вышли на публичную тропу, которая вела наверх в лес. Я походила туда-сюда в поисках места, склон крутой, и в лесу палатку не установить, пришлось вставать недалеко от дороги вблизи ручья, который круто стекал с горы по каменному желобу и впадал в большой арык. Там была ровная площадка с кустом, дрова я принесла из леса, мы нормально поужинали (опять налетели мошки, хотя и место открытое).
Ночью пошел дождь, он продолжался всю ночь, а потом еще два дня. Первое время мы отлеживались в палатке думая, что дождь кончится. Все сильно отсырело, дождь шел не просто так, а с сильным ветром, и окрестности скрывались в сером мрачном тумане. Стоило вылезти на минутку, как дождь с ветром, в совокупности с сырым туманом, пронизывали насквозь. Мы старались вылезать как можно реже. Костер я не разводила, поели сухой паек, очень пригодились свежие запасы из местного магазинчика.
Тем временем, вода в ручье стремительно стала прибывать, и, хотя мы стояли высоко над ним, со всех сторон из земли забили ключи. Около 4 часов ко мне пришло понимание, что если дождь будет продолжаться, а просветов не видно, то нас зальет. Мы неохотно вылезли, собрали мокрую палатку. Я решила отойти повыше в гору и встать на отдалении от ручья, в лесу, чтобы развести большой костер и просушиться хоть немного.
Это удалось, примерно через час мы нашли не шикарное, но приемлемое место, в густом еловом лесу, с просветом в виде небольшой тропы. Лес этот, как, впрочем, и все другие здесь, саженный, поэтому ровное место можно найти не всегда, деревья стоят слишком густо, да еще на склоне горы. Другая проблема образовалась с дровами. Несмотря на обилие древесины, найти сухую ветку практически невозможно. Сухие елки стоят вертикально, с якобы сухими ветками, но все это насквозь мокрое, пальцем протыкается, и из ствола сочится вода. Поэтому пригодны только недавно засохшие ветки, которые имеются только на опушках.
Я долго выискивала относительно сухие дрова и долго разводила костер с помощью бумажной коробки от овсянки. Удалось найти и распилить один относительно сухой стволик. Так что мы обсушились, хотя дождь давно пробивался сквозь лес, и не переставал выливаться под кроной густых елок, уже укрупненными каплями. Всю ночь на палатку капало. Я не могла понять, от дождя, или просто от веток. Утром дождь все еще шел, только совсем мелкий, пылевидный. Судя по всему, мы находились в облаке.
Пришлось второй раз собирать мокрую палатку и идти под дождем. Обидно, что шли мы по красивейшим местам, а ничего не видно в сплошном тумане. Ближе к вечеру в дожде стали проявляться просветы. Мы выбрались на асфальтовую дорогу, которая серпантином спускалась с горы, спустились по ней. Внизу начались малопроходимые публичные тропы, мокрые и местами заболоченные, впрочем, они перемежались с почти сухими гравийными дорогами.
Вечером дождь кончился, мы встали на отвалах угольного карьера на приятной, почти сухой лужайке. Здесь не было леса, только невысокие деревца, но оказалось, что ивовые и березовые ветки в данном климате больше подходят для костра, они были почти сухие. С водой никаких проблем – она имелась везде. Я даже постирала в большой луже некоторые вещи и успела высушить их у огня. Воспользовалась промежутком в дождях по полной мере.
Следующий день нас порадовал сухой погодой. Мы дошли до основной цели похода - серии водопадов. Там проложена нормальная тропа, местами с мостиками и перилами, но местами труднопроходимая из-за обилия влаги. Водопады цепочкой расположены на реке Afan, между деревнями Pontneddfechan и Ystradfellte. У реки несколько притоков, тоже афаны, только каждый со своей приставкой, и на всех есть водопады. Они невысокие, 5-10 метров, но красивые, в лесистом ущелье, с пеной и грохотом, как положено.
Над одним из водопадов была очень уютная ровная площадка с множеством кострищ и следами стоянок, только народу много чтобы встать с палаткой. Мы там пообедали и пошли дальше. Я хотела посмотреть все водопады, пока снова не пошел дождь.
Это было правильное решение. Мы вышли из данной долины, пересекли обширное пастбище по асфальтовой дороге, где огорожен только лес, чтобы овцы туда не заходили. Боковые дорожки оборудованы оригинальным способом, выкопана яма и через нее настил из круглых железных труб с щелями, так что овца не пройдет, а машина проедет.
Сумели забраться в сосновый лес и найти там ровную площадку. Проблема с дровами была решена только с помощью нижних веток мощных елей, растущих на опушке, все сосновые ветки и стволы были насквозь мокрые. На следующий день мы спустились в другую долину с водопадами. Водопады были не столь красивыми, как в первой долине, но тоже неплохого качества, мы успели их посмотреть до начала следующего дождя. Потом надо было пересечь обширный открытый участок по шоссе, чтобы попасть в третью долину, откуда уже идти на станцию местной железнодорожной ветки.
От ручья с водопадами мы долго выбирались по очень неудобной тропе, в камнях и в лужах, все время наверх, потом вышли на почти асфальтовую дорожку и долго шли по ней, пока не набрели на автостоянку, где к нам выскочил служащий с вопросом, нет ли у нас проблем. Там висели карты, мы показали ему свою размокшую распечатку, и с сильным уэльским акцентом, он нам что-то объяснил, я почти ничего не поняла. Однако он указал точку на карте, где мы в настоящий момент находимся, что помогло нам сориентироваться.
Опять пошел дождь. Мы теперь шли по небольшой асфальтовой дорожке, пересекли сухое русло ручья, что в данной мокрой местности выглядело странно. Потом пришлось, примерно 5 км, идти по крупной дороге вместе с машинами. Все происходило под секущим дождем, в окружении голых пастбищ, и красивого, но скрытого туманом, горного пейзажа.
Данный участок был сложен известняками и сильно закарстован. Ручьи все время пропадали в ямах, кругом воронки как от снарядов, и, хотя обычно подобная местность бывает очень сухой (вся вода уходит), здесь, из-за обилия влаги, склоны гор заболочены, что я вижу в первый раз. Похоже, что дождь наш не есть досадное невезение.
С шоссе нам надо было свернуть по очередной публичной тропе в долину с лесом и ручьем. Она показана на карте, на месте имелся указатель, только самой тропы мы не заметили. Правда, на указателе честно нарисован не пешеход, как обычно, а всадник. Что делать, другого пути нет, и мы пошли по высоким мокрым кочкам. В начале пути еще пытались перепрыгивать лужи, а потом пришлось преодолеть такое болото, что стало все равно.
Единственная польза от этой, так называемой тропы, состояла в том, что в заборе с колючей проволокой, что огораживает лес от овец, сделаны ворота. Мы довольно таки притомились, потому что под дождем в такой местности отдохнуть негде, отчего часа два шли почти не останавливаясь. Еще немного прошлись по топкой тропинке, но уже в лесу, где стоит остановиться, как сразу нападают мошки, и, в качестве компенсации, выбрались на нормальную сухую грунтовую дорогу, в окружении нормального леса, где я нашла освоенную стоянку в почти сухом месте под высокими елками. Там имелись большие кострища, развалины шалаша и сломанные колышки от палаток.
Впервые в Великобритании я ставила лагерь с чистой совестью на законных основаниях. Дрова тоже нашлись оригинальным способом, в кучах хвороста валялись стволики елок, гораздо суше, чем просто стоячие. Развела большой костер, дождь кончился, все высушили и провели ночь в тишине, первый раз без шума прибоя, ручья или дождя.
Рядом там находился туристский центр с баром, и с автоматами по продаже лицензий на рыбалку, потому что недалеко находилось озеро. Я очень хотела поснимать виды горного озера, но весь следующий, последний день путешествия, шел дождь. Мы шли вдоль этого красивого озера, предпочитая, однако, асфальтовую дорогу, на тропе было сыро, потом преодолели еще лесной участок, и спустились в город раньше запланированного, потому что шли без обеда и почти без отдыха. Пришлось долго идти по городу.
У меня на последний участок имелась подробная карта. Но все равно, станцию мы так просто не нашли, пришлось спрашивать, причем, только третий человек смог ответить. Первая пара заявила, что им это не нужно, и они не знают, вторая компания воскликнула на очень понятном английском, что они не знают, потому что из Ливерпуля, и, наконец, добрая женщина с угрюмым валлийским лицом вызвалась нас проводить. Мы шли по таким закоулкам, что сами бы не нашли.
Конечно же, более раннего поезда не оказалось, автобусы в воскресенье не ходят, и мы 2 часа ждали. Я зашла в большой супермаркет, успела перед самым закрытием, купила перекусить, и заодно очень дешевые штаны, потому что те, что были на мне, от сырости стали расползаться. Мы нашли лавочку в закутке перед поликлиникой, там поели, я переоделась. Как потом оказалось, стена другого здания принадлежала полиции. Полицейские легко могли наблюдать из окна наши действия. На лавочке капало, мы пересели просто на асфальт под дерево, и сидели там как бомжи, с курицей на пакете из супермаркета.
Поезд из 2 вагонов пришел вовремя, мы туда погрузились, доехали до пересадочной станции в столице Уэльса Кардифф, там быстро сели на лондонский поезд, чтобы пересесть в Рединге на нашу ветку. Поезд опоздал на 40 минут из-за того, что на одной из мелких станций кто-то устроил акцию протеста, я не поняла в чем дело, но мы долго стояли, а над нами кружил вертолет.
В домашнем Эгаме было сухо и тепло. Наши хозяева сказали, что один день немного покапало, потом был кратковременный сильный ливень с градом, и все. Как я потом прочитала, в горах Уэльса дожди идут в среднем 200 дней в году. Такое вот было путешествие, и трудно понять, удачное или нет. Впечатлений много, фотографий не очень. Все открытые части тела у меня были искусаны мошками, которые кусаются не больно, но с последствиями в виде волдырей.